Поиск по сайту

Биометрическая революция идет, не поспешая!

09.01.2019

Газета сообщает, что далеко не все банки выполнили норматив Банка России о внедрении в 20% своих структурных подразделений услуги по сбору биометрических данных. Лишь четыре банка из крупнейших двадцати (Сбербанк, Газпромбанк, Росбанк, Совкомбанк) выполнили этот норматив. Многие крупные кредитные институты только начинают подключать свои офисы к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе (ЕБС).

Система сбора и хранения индивидуальных биометрических данных была запущена в середине прошлого года. Оператором ЕСИА и ЕБС стал Ростелеком, который должен обеспечить не только сбор и хранение данных миллионов (в перспективе и десятков миллионов клиентов), но и проконтролировать безопасность ее функционирования.

Особенно серьезное внимание будет уделяться надежности хранения индивидуальных данных. Напомним, что год назад была взломана крупнейшая в мире система биометрических данных Aadhaar в Индии. К моменту ее взлома в базе данных находилось более миллиарда записей данных жителей страны. Отметим, что Индия – одна из стран первопроходцев в создании общенациональных биометрических баз данных. Работа по ее созданию началась еще в 2009 году. Успехи и неудачи индийцев в этой сфере – отличный урок для всех тех стран, которые развивают биометрические технологии сегодня. Надеемся, что базы данных в Ростелекоме окажутся защищены более эффективно.

Также отметим, что биометрия ни в России, ни в других странах не является единственным показателем при удаленной идентификации клиента. Она всегда сочетается с традиционными методами идентификации, в первую очередь, с паролями. По сути дела, биометрия стала дополнительным параметром, который обеспечивает надежность банковских операций, даже если они проводятся дистанционно. Это особенно важно для людей, проживающих в отдаленных регионах страны, а также для людей, у которых есть проблемы с передвижением.

Сдать биометрические данные можно бесплатно в любом из банковских подразделений, которые указаны на интерактивной карте на сайте Банка России. На сегодняшний день только в Сбербанке России 2718 подразделений готовы оказать гражданам такую услугу. Процедура достаточно простая и оперативная – в банке фотографируют лицо клиента и записывают его голос (для этого ему предлагается вслух назвать цифры от 1 до 10).

Данные из банка поступают в ЕБС, где ими может для вашей идентификации воспользоваться любой банк, услугами которого вы захотите воспользоваться. В результате, зарегистрировавшись в системе, человек получит возможность с помощью компьютера, планшета, смартфона пользоваться услугами практически любого финансового института, который входит в ЕСИА.

Некоторое отставание от сроков по подключению филиалов банков к ЕСИА, о котором говорит Коммерсант, вряд ли свидетельствует об отсутствии интереса финансистов к развитию биометрической идентификации. Пройдет немного времени, и финансовые организации, которые не смогут обеспечить дистанционный сервис для новых клиентов, начнут проигрывать в конкурентной борьбе более технологически развитым банкам.

Скорее всего задержка связана с довольно существенными организационными и финансовыми издержками по подключению к системе. Кроме того, надо признать, что не стоит ожидать значительного спроса на услугу со стороны потенциальных клиентов в ближайшее время. Очередей на сдачу биометрии нет. Фактически сегодня инфраструктура создается «на вырост». Необходимо время, необходима широкая информационная кампания по биометрической идентификации. Нет сомнения, что такая кампания в перспективе будет проводиться. Важно, чтобы к этому моменту во всех регионах страны обеспечить гражданам возможности беспрепятственно воспользоваться новой услугой.


Возврат к списку