«Коммерсантъ» пишет о том, как реализуется программа по переходу на биометрическую идентификацию и аутентификацию в рамках внедрения ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Отметим активную позицию в этом вопросе Банка России, который за один год добился возможности сбора биометрических данных (биометрической идентификации) более чем в 5 тысячах банковских офисах по всей стране. Но несмотря на это, предложений дистанционных услуг с использованием биометрии на рынке крайне мало. Всего четыре банка (Почта-Банк, Тинькофф-Банк, Совкомбанк и ХКФ-Банк) на сегодняшний день предлагают дистанционное оформление услуг с использованием ЕСИА. При этом только Тинкофф-Банк и Совкомбанк одновременно предоставляет возможность отказаться от услуг без визита в офис.
Напомним, что в рамках ЕСИА любой гражданин, взяв с собой паспорт и СНИЛС, может бесплатно пройти процедуру в любой точке сбора биометрических данных. Адреса ближайших к вам офисов можно найти на интерактивной карте на сайте Банка России. В процессе сбора биометрии делаются фотографии лица гражданина, а также записывается его голос.
Слабый интерес кредитных организаций к полноценному дистанционному обслуживанию, по всей видимости, связан с недостаточным спросом. По неофициальным данным Коммерсанта, за прошедший год сдали свою биометрию примерно 10 тысяч человек. Это для банковской системы значимая аудитория, поэтому тратить деньги на разработку новых продуктов и даже на доработку существующих большинство банков не торопится. Крупные банки с широкими филиальными сетями вряд ли станут застрельщиками быстрого перевода всего банкинга в онлайн, поскольку этот процесс фактически снижает рентабельность деятельности их офисов. Сбербанк России, как писала пресса, одновременно с ЕСИА продолжает работает над собственной системой аутентификации клиентов.
Также следует учитывать, многие участники рынка, которые понесли издержки по созданию пунктов сбора биометрии, рассчитывают, что следующий шаг – проведение широкой разъяснительной компании среди населения о достоинствах удаленной аутентификации, - возьмет на себя Банк России.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что рано или поздно произойдет перелом в спросе на удаленные услуги, что очень быстро простимулирует участников рынка на развитие линеек дистанционных услуг. Поэтому несмотря на первые проблемы во внедрении ЕСИА, полагаем, что банки усиленно готовятся к переносу основной борьбы из офисов в онлайн. Напомним, что кроме удаленной биометрической идентификации и аутентификации рынок ждет еще одно кардинальное изменение – внедрение маркетплейса (единой электронной площадки по продаже банковских услуг) Банка России.