Мы часто представляем современных мошенников как сложный высоко организованный и интеллектуальный организм, своего рода - «коллективный профессор Мориарти». Однако на практике это далеко не всегда так. Они не только совершают ошибки и делают глупости, но и делают это не реже, чем мы с вами. Особенно часто слабость преступного бизнеса проявляется, когда в реализацию мошеннического проекта вовлечено большое число исполнителей. Как правило, любая более менее крупная афера не обходится без привлечения внешних пиарщиков или рекламистов. К счастью, деятельность этих специалистов далеко не всегда оказывается профессиональной и полезной для заказчиков.
Вот пример одного сомнительного проекта. Мы не знаем, какое определение в конечном итоге будет дано надзорными и правоохранительными органами деятельности ООО «Проэкспорт» (ОГРН 1197746364353) и его британского партнера PROEXPORT LTD, но можем констатировать попытку сознательного обмана граждан, и не исключаем, что эта попытка совершается в целях завладения их денежными средствами.
«Проэкспорт» привлекает инвестиции граждан под 2-4% в день (или 730-1460% годовых). Обычно такие ставки характеризуют проект как типичный хайп со своей достаточно узкой аудиторией игроков. Хайп, как правило, реализуется как интернет-проект и не выходит в своей публичной активности за пределы специальных сайтов, аккаунтов в соцсетях. Однако в данном случае налицо создание двух юридических лиц (в РФ и в Англии), а в последние дни началась активная рекламная компания, которая зафиксирована в Яндексе.
Сразу отметим, что у этого удивительного предприятия, как минимум, два сайта. На сайте, куда ведет ссылка с яндексовской рекламы, максимальная процентная ставка указана в размере 2.5% в день. По всей видимости, рекламораспространитель в данном случае не поверил в возможность честного привлечения денег под 4% и попросил ограничить доходность.
Уважаемый Яндекс, Вы, наверное, удивитесь, но и 2.5%, и 2%, и даже 0.2% в день – все это точно такой же очевидный обман потенциального инвестора, как и 4%! Почему крупнейшая интернет-компания России, располагающая самым большим объемом данных, которая борется за звание самой продвинутой и самой информированной компании в мире, - не освоит элементарную арифметику бизнеса и продолжает рекламировать мелких махинаторов? Это для нас остается загадкой.
Но вернемся к «Проэкспорту». На чем же зарабатывает компания как с куста более полутора тысяч годовых? Обычно подобные ставки сегодня объясняют уникальными, разработанными на основе искусственного интеллекта торговыми системами, которые применяются на рынках криптовалют. Но в данном случае все гораздо более солидно. Речь идет об «инновационном экспорте». Не совсем понятно, правда, почему в качестве иллюстрации такого экспорта используются разлетающиеся по автомобильной трассе древесные щепки да обрубки? Как будто грузовик с отходами Впрочем, творческие загогулины рекламщиков порой действительно трудно понять.
Интересно, что компания не только экспортирует (в Европу и страны СНГ), но и сама производит экспортируемую продукцию (стройматериалы и элитные сорта древесины). Стройматериалы великолепные, объемы поставок очень большие, спрос еще больше… в общем для расширения производства экспортное предприятие занимает деньги у населения под упомянутые тысячу с лишним процентов годовых.
Почему известная и хорошо зарекомендовавшая себя компания не берет деньги в банках по ставке в 100-200 раз меньшей, чем та по которой собирается брать у граждан? Ответ на этот вопрос на этот вопрос остался открытым. По крайней мере на сайте об этом ничего не говорится.
Зато на сайте есть ролик, об основной производственной деятельности компании. В нем показан кусок вырубленного леса. Пеньки должны подтверждать, что действительно древесину компания производит из нашего русского леса, а затем делает лучшие в Европе стройматериалы! Впрочем, сама вырубка представляет собой откровенно жалкое зрелище и никак не ассоциируется с крупным экспортным предприятием. Еще большее недоумение вызывают съемки производства самих стройматериалов. Да, похоже, это действительно снималось на реально работающем предприятии, но отнюдь не международного, а районного масштаба российской глубинки – в общем там, куда пустили нанятых за тысячу рублей пиарщиков, которые готовят материалы для «Проэкспорт».
«Проэкспорт», как утверждается на сайте, «занимается производством и поставкой строительных пиломатериалов в европейские страны с 2008 года». Но тут же размещены свидетельства о регистрации ООО «Проэкспорт» и PROEXPORT Ltd, датированные 5 июня и 28 мая 2019 года, соответственно! Возможно были какие-то предшественники? Серьезные учредители? Об этом на сайте ни слова. В качестве единственного учредителя российской фирмы выступает некто Сергей Сергеевич Филиппов, а английской – Джек Дирк. Численный состав компаний также одинаков – по одному человеку. И в том, и в другом случае в качестве уставного капитала была внесена минимально возможная сумма – 10 тысяч рублей и один фунт стерлингов.
Конечно фирмы с названием Проэкспорт существовали и раньше, но в интернете нет никаких упоминаний, что они были связаны с производством и экспортом строительных материалов. Это как-то не стыкуется с рассказами о длительной и успешной деятельности, о наличии многочисленных сбытовых точек в странах СНГ и филиалов компании в странах ЕС.
На сайте есть раздел «Новости» и «Блог наших специалистов», где размещены четыре текста объемом примерно 2-4 тысячи знаков о древесине, о стройматериалах. Материалы, по всей видимости, оригинальные, написанные специально для сайта. Но почему-то все, кроме одного, обезличенные (что для новостей нормально, но странно для блога), и все датируются одним днем. Как могло случиться, что 20 июня с 6 утра до 16.00 вдруг «прорвало» специалистов на составление материалов по теме сайта? Ни одного материала до этого дня и ни одного – после! Рискнем предположить, что кто-то из нанятых пиарщиков добросовестно подготовил четыре текста, а кто-то менее добросовестный – залил эти материалы в течение одного дня, не потрудившись, хотя бы придумать для них авторов и расставить по разным датам. Этими же материалами решили заполнить раздел «Новости». Соответственно, новости компании с 11-летним стажем работы также оказались датированными исключительно длинным июньским днем.
Еще комичней выглядит раздел «Что СМИ говорят о PROEXPORT». По всей видимости, заказчик поставил перед пиарщиками серьезную задачу обеспечить присутствие проекта в «федеральных и местных СМИ». Ну, и выделил им на ее выполнение тысяч пять рублей. Ребята взялись за исполнение задачи и обеспечили размещение платных материалов на самых экономичных в стране сайтах: Пенза-Пресс, Астрахань.net, брянском Topic–news. Есть два ресурса, которые, по всей видимости мастера пиара отнесли к разряду «федеральных», а реально просто без географической привязки к какому-либо населенному пункту.
Один из них - сайт Kremlinrus.ru, созданный МИЦ «Новости России». Никакого отношения к сайту Президента Kremlin.ru или к МИА «Россия сегодня» данный ресурс, естественно, не имеет. Хотя скорее всего именно с прицелом на них этот сайт и создавался. Размещение рекламной статьи на нем стоит около двух тысяч рублей. Еще тысячу могли взять за составление материала, но в данном случае тексты, похоже, были оригинальные и денег тратить не потребовалось. Впрочем, оригинальность текстов весьма специфическая. В некоторых из них вы с трудом найдете информацию, чем занимается «Проэкспорт». В общий треп о продвинутости компании, качественности продукции, широком ассортименте продукции, об огромном опыте работы и заслуженном авторитете в последний момент вписывается одна фраза с наименованием компании, а другая с обозначением ее отраслевой специализации. Универсальные заготовки, которые можно в течение одной минуты насытить «конкретикой» и послать в качестве заказного материала для публикации в любой самый дальний уголок страны.
Самый оригинальный материал о «Проэкспорте» опубликован на вологодском сайте Newsvo. Посмотрите, речь, вообще идет об экскаваторах! И только о них. И лишь в одной фразе в середине ни с того, ни с сего вдруг говорится о том, что качественные стройматериалы надо заказывать на сайте компании Проэкспорт, а дальше опять про экскаваторы!
Глупость? Техническая ошибка? Не так все просто. Посмотрите на оформление сайта Проэкспорта! В нем преобладают картинки техники, которая никак не связана с производством строительных материалов из древесины. Здесь в основном погрузочная техника крупнейших в мире производителей экскаваторов - компаний Mecalac и Sennebogen!
Откуда у «крупной, прекрасно зарекомендовавшей себя» компании по производству и экспорту стройматериалов и древесины тяга к экскаваторам?
Есть две гипотезы. Первая - нанятые пиарщики решили для убыстрения процесса и сокращения издержек использовать ранее подготовленные, но по каким-то причинам не принятые заказчиком сайт и информационные материалы «про экскаваторы». В спешке или по природной забывчивости и неорганизованности полностью заменить тематику материалов и переделать картинки не смогли.
Вторая гипотеза – сама компания «Проэкспорт» долго не могла решить, каким же бизнесом она занимается? Точнее, определить, что проще впарить потенциальным инвесторам – экспорт стройматериалов в Европу или закупку современных экскаваторов и погрузчиков? Что лучше объяснит нереальную доходность? Вполне возможно, что сначала побеждала прагматичная гипотеза с закупкой техники, которая может быть задействована на бездонных проектах по прокладыванию трубопроводов в Сибири или по строительству, реновации, ремонту, благоустройству в Москве. В последний момент, возможно, победила патриотическая легенда – мы продаем «суперские» стройматериалы из лучшей отечественной древесины на Запад! Однако смена легенды произошла слишком поздно, и пиарщики не успели переработать оформление сайта и поменять заранее посланные в Вологду материалы. Впрочем, какая бы гипотеза ни оказалось верна, она все равно характеризует менеджмент проекта «Проэкспорт» с не самой хорошей стороны.
Мы надеемся, что многочисленные ляпы и ошибки станут дополнительным сигналом для граждан о нецелесообразности какого-либо сотрудничества с ООО «Проэкспорт» или PROEXPORT Ltd. Было бы совершенно замечательным, если бы проект по незаконному сбору денежных средств населения закрылся по причине полного бойкота со стороны граждан.
Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров констатирует, что в деятельности «Проэкспорт» – PROEXPORT по привлечению денег населения есть ряд признаков финансовой пирамиды (неправдоподобные процентные ставки, отсутствие информации о реальной деятельности компаний, отсутствие разрешений на финансовую деятельность). Налицо попытка обмануть потенциальных инвесторов, которая, впрочем, делается удивительно грубо и небрежно.
Будьте бдительными при принятии любого инвестиционного решения!