Политика

Махинатор и политик – это, конечно, понятия разные, но нередко они оказываются применимы к одним и тем же людям. Мы не будем вспоминать, когда известных политиков их оппоненты обвиняли в мошенничестве, лжи, коварстве. Об этом без устали и каждый день сообщают все телевизионные новостные, политические программы и интернет-ресурсы. Нас интересует другие истории – как политический статус помогает финансовым махинаторам, строителям финансовых пирамид. И здесь тоже есть немало ярких примеров,

Так, создатель первой в мире крупной финансовой пирамиды шотландский экономист и авантюрист Джон Ло стал Министром финансов Французского королевства. Именно политический вес помог ему реализовать самый крупный и скандальный проект – строительство финансовой пирамиды из акций «Миссисипской компании». В начале 18 века возможностей для серьезного освоения Францией бескрайних просторов североамериканской Луизианы практически не было. Но реальный политический вес могущественного министра создавал в отношении сомнительного проекта абсолютно неадекватные завышенные ожидания крупных и мелких французских помещиков и буржуа. Кстати, деньги на покупку акций французские инвесторы в основном получали из основанного энергичным шотландцем Banque générale, который практически без ограничений печатал ничем необеспеченные бумажные банковские билеты.

С активным участием политиков происходили истории таких пирамидных проектов, как английская «Компания Южных морей» и крупнейшая авантюра 19 века – французская «Всемирная компания межокеанского панамского канала». Во всех этих случаях связь авантюристов с государством позволял, с одной стороны, добиваться всяческих преференций, а с другой – завоевывать доверие у частных инвесторов.

Первая русская финансовая пирамида – Скопинский банк также имела «политическую» поддержку. Председатель банка Иван Рыков до назначения на свою должность был бургомистром Скопина. А затем на протяжении 20 лет активно покупал расположение всех начальников уездного города, а также губернского начальства из Рязани. Спецификой скопинского срастания финансовой пирамиды и власти стало то, что «расположение» руководителей города использовалось не столько для того, чтобы создать позитивное отношение инвесторов к банку (вкладчиками почти исключительно были жителя других губерний, узнававшие о выгодных вкладах по газетной рекламе), сколько для жесткого контроля за информационными потоками. На протяжении более 15 лет любые письма, сообщения о проблемах в Скопинском общественном банке просто перехватывались и уничтожались по распоряжению местных руководителей.

Впрочем, самый известный мошеннический проект с политическим подтекстом это «Союз меча и Орала!» из «12 стульев». Созданный Ильфом и Петровым образ Остапа Бендера вызывал у советских читателей (а потом и у зрителей практически всех экранизаций книги), если не одобрение, то, как минимум, эмоциональную симпатию к живому, умному человеку - мечтателю. Однако первая серьезная встреча бывших граждан СССР с современными Остапами развенчала миф о человечном мошеннике. Строители финансовых пирамид 90-х годов оказались абсолютно циничными, прагматичными преступниками, деятельность которых была направлена исключительно на то, чтобы обчистить карманы простых сограждан.

В 90-е годы началась новая эпоха использования разного рода финансовыми авантюристами политического статуса – для защиты от уголовного преследования. Самая яркая история – это триумфальный выход из тюрьмы главного пирамидостроителя страны Сергея Мавроди осенью 1994 года, куда он попал в августе того же года. Уже находясь в заключении, Сергей Пантелеевич решил стать политиком, подал заявление на участие довыборах в Думу в Московской области и легко победил. Писать законы ему, правда, было неинтересно, поэтому через несколько месяцев Дума исключила его из числа депутатов за систематические прогулы заседаний (он там практически не появлялся), но к этому времени главный российский пирамидостроитель был на свободе и сумел на несколько лет исчезнуть из поля зрения правоохранительных органов.

Надо отметить, что в дальнейшем политики с откровенным мошенническим прошлым уже не добивались столь крупных электоральных побед. Однако политический статус, например, кандидата на выборную должность затруднял проведение следственных мероприятий, а также использовался махинаторами как трибуна для продвижения своих финансовых проектов. 

Самые громкие примеры – попытка Сергея Мавроди зарегистрироваться кандидатом в президенты в 2008 оду, а также деятельность «Партии МММ» в начале второго десятилетия 21 века в России и на Украине. В качестве председателя ЦК Партии МММ представлялся Алексей Муратов, которого мы сегодня хорошо знаем, как инициатора, мягко говоря, сомнительного проекта по выпуску и «парамайнингу» криптовалюты ПРИЗМ, о чем мы неоднократно писали. Кстати, политическая карьера Алексея Валентиновича на Партии МММ не закончилась. Последние полтора года он возглавляет Центральный исполком Общественного Движения «Донецкая Республика» (ДНР).

О политике пирамидостроители вспоминают, как правило, в самом конце своих проектов. До поры до времени – пока финансовая пирамида особенно не досаждает государству, пока еще не началось полноценное расследование, - финансовые мошенники не торопятся встревать в политические разборки, не заинтересованы попадать лишний раз в фокус внимания реальных политиков.

Политическая деятельность начинается, как правило, когда «запахло паленым». Участие в политической борьбе нередко оказывается одним из оснований в последствие просить политического убежища в других странах. Как правило, западным судам сложно разобраться в хитросплетениях финансовых схем, но, если приехавший в страну чужестранец «подтверждает» свою политическую активность на родине, то на всякий случай таким деятелям статус политического беженца предоставляют.

И вот полку политиков-пирамидостроителей прибыло! Украинский (так называемый) предприниматель Николай Гонта заявил, что зарегистрировал собственную политическую партию «Живите в достатке». Правда, на настоящий момент в реестре политических партий Минюста Украины партии с таким названием нет, но к мистификациям от Николая Петровича все уже привыкли.

Напомним, что Николай Гонта основатель проекта B2B Jewelry, в рамках которого в Украине, России и Казахстане открыто более 50 ювелирных магазинов. Однако основной «товар» этих магазинов не кольца, броши и браслеты, а так называемые «подарочные сертификаты», по которым покупателям общался доход до 780% годовых. На фоне этих «ценных бумаг» даже продажа ювелирных изделий с обязательством магазина вернуть в течение года все потраченные на купленную драгоценность деньги, да еще и выплатить доход, представляется не слишком заманчивым.

 Надо сказать, что деятельность «золотого бизнесмена» давно вызывает интерес со стороны правоохранительных органов Украины, а в последнее время и России с Казахстаном. К счастью бизнес в России и в Казахстане у него не пошел, о чем мы писали ранее.

Расходы на содержание магазинов и прессинг со стороны полиции трех стран сделали бизнес ювелирной пирамиды к началу 2020 года не слишком рентабельным, и тут, словно по заказу, случился всемирный карантин, и господин Гонта объявил, что магазины закрываются, все выплаты прекращаются, но, «конечно, только на время действия карантина».

Есть ли у партии г-на Гонты шансы в политической борьбе? Сомнительно. Все-таки в украинской прессе Николай Гонта фигурирует почти исключительно в скандальных материалах. Но в некоторых областях Украины, в первую очередь, Винницкой, где начиналась деятельность ювелирного мистификатора, где магазинов и инвесторов B2B Jewlry очень много, он может попытаться затеять борьбу. Многие инвесторы сегодня оказались в очень тяжелой финансовой ситуации, часть из них может понадеяться на политическое чудо. Обратим внимание на то, что название партии совпадает с основным слоганом проекта «Живите в достатке». Это означает, что в случае вступления в реальную политическую борьбу, Николай Гонта будет использовать образ обиженного предпринимателя, которому власти и конкуренты ломают бизнес. Соответственно, именно власти несут ответственность за то, что он не может расплатиться с инвесторами. Такую же легенду, кстати, использовал в 1994 году Сергей Мавроди в ходе предвыборной кампании в Госдуму.

Криптопроекты

Вряд ли Николаю Гонте удастся победить на высоко конкурентных украинских выборах, но, как минимум в течение нескольких месяцев у него будет трибуна, с которой он будет продолжать свою деятельность по привлечению денег населения. Вы спросите, как? Ведь магазины он закрыл, сертификаты не продает и по ним ничего не платит. Верно. На этот случай у современного пирамидостроителя есть запасной… криптовариант.

Помните, когда проекты МММ-2011 и 2012 канули в лету, притормозил международный MMM-Global, Сергей Мавроди выпустил криптомонету мавро. Это, с одной стороны, была дань моде – не мог «финансовый гений» пройти мимо современных технологий. Но что еще более важно – криптовалюта, фактически, позволила легализовать пирамидную схему. Формально, на крипторынке Мавроди не выстраивал финансовую пирамиду (когда собираются деньги, которые никуда не вкладываются), а занимался продажей криптовалюты за обычные деньги. На производство (майнинг) мавро затраты у него были почти нулевые, но возможных правовых претензий монеты позволяли избежать. Да, купив монету, инвестор через месяц в большинстве случаев мог продать ее в два раза дешевле, а через год ее никто не брал даже даром. Но «так бывает» – рынок, товар обесценился! А какие претензии к продавцу? Он его передал покупателю коин «в целости и сохранности» по заранее оговоренной цене.

В 2018 году за полтора месяца до конца пирамиды Кэшбери Артур Варданян торжественно презентовал монету кэшберикоин, которая должна была еще больше «обогатить» инвесторов. После того, как пирамиду прикрыли, он обещал, что переведет все долги инвесторам в кэшберикоины, что должно было обеспечить возможность не только вернуть вложенные деньги, но и заработать. В итоге он даже этого не сделал. 

Хотя мог бы зачислить всем своей криптовалюты по самому сказочному курсу. Это бы не спасло инвесторов. Сами кэшберикоины ценности никакой не представляют, а перевести их в нормальные деньги можно только через биржу. Приходят разбогатевшие инвесторы на биржу, а покупателей на их монеты нет. Курс обваливается до нуля. В этом случае у Артура Варданяна была возможность обнулить претензии инвесторов. Погасил свои обязательства коинами по курсу выше биржевого, а что курс потом обнулился – так это уже проблема владельцев кэшберикоинов. Если бы вместо того, чтобы дружно продавать «монеты», они столь же дружно их покупали, то курс бы вырос. Опять же – виноват рынок!

По всей видимости, поняв, что оперативного полицейского расследования и давления десятков тысяч обманутых инвесторов не будет, основатель Кэшбери решил не заниматься обнулением претензий, а затеял новую пирамиду GDC для дополнительного сбора денег.

Похожую схему реализует сегодня «Рой клуб» с криптовалютой ПРИЗМ. В этом случае для инвесторов предлагаются еще более «чудесные условия» – купленные криптомонеты с фантастической скоростью растут на счете. Об этой хитрости мы не раз писали и обязательно еще будем затрагивать эту тему.

Было бы, наверное, несправедливо, если бы заслуженный авантюрист Республики Украина Николай Гонта остался в стороне от современных криптотехнологий. И Николай Петрович не подвел. В тот момент, когда все уже подумали, что он перешел в глухую оборону (для чего и регистрировал собственную партию), последовала презентация криптопроекта.

Нет, он не обещает перевести обязательства по сертификатам в криптомонеты. У него, собственно, криптомонеты то и нет. Есть только токены, в чем, правда тоже есть сомнения.

По большому счету для инвесторов это нет разницы, токен это или коин – главное, чтобы приносил доход и не закончился тем, чем заканчивается история с «подарочными сертификатами» B2B Jewelry. Выпуск токенов совершенно не связан с долгами г-на Гонты перед инвесторами. Для инвесторов открывается новая «возможность заработать» -  вложиться B2B токен, который (ура!) обеспечен биржевым золотом 999 пробы.

Правда, что означает  - это «обеспечен биржевым золотом», не очень понятно. У какой-то из компаний «холдинга» B2b Jewelry есть фьючерсы на золото? Контракты на физическое золото? Или все-таки есть золотые слитки? Об этом в информационных роликах ни слова. Несколько раз повторяется, что курс не упадет ниже биржевого курса золота, однако ничего не говорится, где «лежит» то золото, которым обеспечен токен?

С одной стороны, у г-на Гонты бизнес, якобы, ювелирный, поэтому возможность наличия у него запасов физического золота исключать нельзя (но точно уж оно не 999 пробы).

Если судить по заявлению представителей компании, то токенов будет на первом этапе выпущено примерно на 20 тысяч унций золота. Эти токены компания может продать сегодня примерно за 3.3 миллиона долларов. И здесь возникает два вопроса. Первый – зачем компания устраивает срочное привлечение денег криптоинвесторов в момент, когда все магазины закрыты, производства стоят, перспективы восстановить товарооборот в первые месяцы после отмены карантины даже у настоящих крупных ювелирных компаний выглядят очень сомнительными. Занимают на далекую перспективу? Вряд ли.

А если в ближайший месяц экономический кризис обострится, и цена на золото возьмет и скакнет процентов на 10-20% вверх. Из чего компания будет выплачивать деньги инвесторам? Бизнеса-то то в ближайшее время не предвидится.

А второй вопрос: почему, если у компании есть физическое золото, которое она готова заморозить как обеспечение для выпуска токенов, она не возьмет под него долгосрочный банковский заем в гривнах или рублях? Или почему постепенно не реализовать имеющееся золото по мере необходимости по биржевым котировкам?

Нам представляется, что ответ здесь практически очевидный – никакого собственного золота у B2B Jewelry нет, соответственно, нет никакого обеспечения токенов. Более того мы серьезно сомневаемся в том, что существуют сами токены. Ни на одном из пяти старых сайтов B2B Jewelry, которые мы нашли в интернете нет никакой информации о токенах, о проведении ICO и уж тем более нет White Paper. На «старых» сайтах, вообще нет информации о новом проекте. Вообще создается впечатление, что старые инвесторы г-на Гонту абсолютно не интересуют.

Для продвижения токенов создан совершенно новый сайт, который в настоящий момент также содержит крайне мало информации о выпуске и обеспечении токенов.

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что авантюра с токенами – это попытка под конец проекта собрать еще немного денег. К сожалению, несмотря на закрытие магазинов и продолжающееся расследование деятельности Николая Гонты, в интернете продолжается активность MLM-щиков от B2B Jewelry. Их главный довод сегодня – это, что в период кризиса нет ничего более надежного, чем золото, которое лучше всего приобретать в форме токена, обеспеченного металлом.

Это сознательная ложь. Во-первых, в кризис сегодня нет универсального инструмента для сохранения денег, в том числе, и золото может обесцениваться в разы в течение короткого времени. А, во-вторых, если вы хотите вложиться в золото, то у вас есть масса возможностей его законного и надежного приобретения этого актива: в форме слитков, монет, обезличенного металлического счета или биржевых контрактов (фьючерсов) на бирже. Используя перечисленные формы, вы действительно вложитесь в драгоценный металл.

Главное не отдавайте деньги финансовым проходимцам. Они у вас возьмут их не для того, чтобы потом отдавать.

Смотрите также:
Терактом в Крокус-Сити воспользовались мошенники
27.03.2024
Подробнее >
ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ!
12.03.2024
Подробнее >
Безруков – спаситель России?!
23.01.2024
Подробнее >