Зарегистрированный в октябре 2019 в подмосковном Одинцове (ОГРН №1195081079038) кооператив сумел за несколько месяцев своей истории зарекомендовать себя неоднозначно. Возглавляет этот кооператив Анна Валерьевна Мамлеева. Судя по официальной информации – она видная бизневумен российского агробизнеса, она руководит сразу тремя «сельскохозяйственными предприятиями».

Вступив в СРО «НОКК» за три дня до Нового 2020 года, кооператив получил право кредитовать пайщиков и принимать от них личные сбережения. Начало года ушло на открытие офисов, разработку сайта, старт рекламой кампании, а затем случился карантин, который на три месяца практически парализовал работу КПК по привлечению сбережений.

Однако, как только эпидемиологическая ситуация позволила открыть офисы и закипела активная «работа». Развернулась рекламная кампания, в ходе которой КПК Агрорусь был представлен как часть большой и известной агропромышленной группы, занимающейся реализацией и финансированием проектов в сельском хозяйстве, начиная с 2014 года. Правильность выбранной стратегии подтверждается отличными результатами работы: в 2019 году выручка выросла на 42%, объем продукции на 38%, а инвестиционная доходность превысила 135%!

Почему с 14-го? Как в 2019 году могли быть превышены прежние показатели? – спросят недоверчивые инвесторы. Ведь кооператив же создан менее года назад! Правильно, отвечают менеджеры кооператива, но «группа» Агрорусь занимается своим полезным делом именно с 2014 года.

Можно было бы, наверное, и поверить в эти рассказы, тем более, что в ЕГРЮЛ есть более 60 компаний с этим названием и примерно половина из них действующие. Часть из них теоретически могла быть в одной связке с КПК. Однако на свою беду сайт кооператива «разоткровенничался» и сообщает нам, что в группу компаний входят КПК и ПК ФРА (потребительский кооператив финансового развития агропромышленности) Агрорусь. Причем этот самый ПК ФРА был создан еще позже, чем КПК - в декабре 2019 года. Почему молчат менеджеры, молчит сайт о том, кто входил в славную группу Агрорусь до октября прошлого года?

Почему в интернете нет никаких упоминаний о прежней сельскохозяйственной или инвестиционной деятельности организаций с брендом Агрорусь и госпожи Мамлеевой? Точнее, есть несколько статей, на которые ссылается сайт, но размещены они на платных (читай, в рекламных) интернет-ресурсах, и все опубликованы в 2020 году.

Публичная активность кооператива ориентирована почти исключительно на привлечение денег от граждан, в первую очередь, от пенсионеров. На первой странице сайта Агроруси крупная реклама с заслуженной артисткой РФ Светланой Тома. Реклама призывает нас увеличить сегодня свой доход, инвестируя в сельское хозяйство. Пайщикам предлагается вложиться в «успешный бизнес с ростом бизнеса с 2014 года». Сайт КПК нам торжественно сообщает, что страхуется «вся сумма вклада» (использование термина «вклад» в рекламе КПК не дозволяется) и то, что уставной капитал компании – «1 миллиард 900 миллионов рублей»!

Давайте разберемся с этими громкими рекламными заявлениями подробнее. Фразу по поводу страхования всей суммы мы встречаем у большинства КПК, которые привлекают сбережения пайщиков. МОВС (Межрегиональное общество взаимного страхования, которое является чуть ли ни монополистом на рынке страхования коммерческих рисков пайщиков) страхует всю сумму, а не какие-то 1.4 миллиона, как АСВ! Обычно кооперативы на этом аргументе скромно заканчивают, но Агрорусь, творчески развивает тезис о неполноценности страховки АСВ.

В рекламе мы читаем: АСВ – государственная структура, а у государства часто не хватает денег и оно может изменить правила игры, тем более что деньги могу понадобиться «на войну в Сирии», на «Крымский мост». МОВС же это страховое общество с «огромным резервным фондом», средства которого могут быть направлены исключительно на выплаты пайщикам.

Мы встречаемся здесь с совершенно осознанной дезинформацией потенциального пайщика - инвестора. АСВ – организация, которая, несмотря на масштабную деятельность ЦБ РФ по расчистке банковского рынка, в течение 16 лет без сбоев выплачивает деньги вкладчикам. МОВС же, согласно собственной отчетности, не потратило на страховые выплаты ни копейки, хотя за это время десятки кооперативов оставили своих пайщиков без сбережений[2]. Страховые полисы составлены так, что пайщикам рассчитывать на страховые выплаты просто не приходится. Почему руководители и сотрудники КПК, прекрасно осознавая бесполезность страховки, дезинформируют потенциальных пайщиков, абсолютное большинство из которых пенсионеры?

Что касается второго пассажа – об уставном капитале, то он не менее странный, поскольку у КПК нет уставного капитала! Вместо уставного в кооперативе формируется паевой капитал, который вносят все пайщики.

Почему же тогда в рекламе кооператива говорится о почти двух миллиардов «уставняка»? Оказывается, в данном случае речь идет не о КПК «Агрорусь», а о… ООО «Агрорусь», у которого, действительно в документах обозначен уставной капитал в размере 1,9 миллиарда рублей!

Когда вы читаете материалы Агроруси, то вам придется внимательно отслеживать, о какой именно компании идет речь! Впрочем, сделать это очень непросто, поскольку периодически в тексте, кроме КПК и ООО, еще встречается «агрокомпания» Агрорусь, «аграрно-производственная корпорация» Агрорусь и «группа компаний» Агрорусь. Когда спрашиваешь работников, что такое «группа компаний» Агрорусь, то обычно говорят, что в нее входит КПК и ООО «Агрорусь», в то время как на сайте встречается другая интерпретация: ГК Агрорусь = КПК Агрорусь + ПК ФРА Агрорусь. В общем разобраться непросто, но ощущение масштабности проекта у читателя может остаться.

В рекламе ООО Агрорусь названа головной организацией группы компаний. Почему головная организация была создана позже чем «ведомые» КПК и ПК ФРА (в конце июля 2020 года)? Эта странная хронология, вроде, объясняется на сайте следующей информацией о происхождения ООО Агрорусь: «В результате проведенных реорганизационных мероприятий внутри группы компаний «АгроРусь», путем объединения ряда бизнес-направлений, поглощения дружественных предприятий, а также оптимизации работы юридических лиц, была преобразована головная компания ООО «АгроРусь». Замечательно! То есть, была какая-то другая компания Агрорусь, она кого-то поглотила, «самооптимизировалась» и превратилась в ООО? Так бывает. Может мы через учредителей этой Агроруси докопаемся до мифической истории с 2014 года?

Однако в реестре юридически лиц указано, что ООО Агрорусь создала не какая-то «прежняя» Агрорусь или какой-либо иной сельскохозяйственный гигант, а обычный российский гражданин. Просто взял из своих накоплений почти два миллиарда рублей[1] и создал ООО. Естественно, нет никаких подтверждений, что уставной капитал был реально внесен, а не просто заявлен.

Как «суперООО» связано с другими членами ГК «Агрорусь? Это остается совершенно непонятным. Может быть ООО Агрорусь – один из учредителей КПК? В списке учредителей, размещенном на сайте СРО НОКК, ООО не упомянуто, что, впрочем, неудивительно, поскольку общество было создано позже кооператива. Среди основателей КПК вообще нет каких-либо предприятий, которые проявили бы себя на ниве сельского хозяйства. Зато там есть некое ООО "Монтаж-Мэн", учредителем и единственным владельцем которого является Владислав Николаевич Синев. Основным видом деятельности созданного в марте 2019 года предприятия является, отнюдь не сельское хозяйство, а "торговля оптовая производственным электротехническим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами". Впрочем, и поторговать, похоже «Мэну» не пришлось, поскольку недавно организации был присвоен статус «в процессе ликвидации», как неработающей. Так получается, что именно этой доживающей последние дни компании могут быть предоставлены ссуды от КПК Агрорусь.

Среди других учредителей кооператива физические лица, в том числе упомянуты выше г-н Синев. Некоторые из них также являются владельцами и руководителями юридических лиц, однако, судя по основной деятельности, все эти предприятия также прямого отношения к сельскому хозяйству не имеют.

В соответствии с законом, КПК имеет право кредитовать исключительно своих пайщиков. Почему среди учредителей одинцовского КПК Агрорусь нет ни одного сельскохозяйственного предприятия? Каким образом учредители намеревались финансировать агрокомплекс? Теоретически возможно, что агропредприятия стали пайщиками позже. Однако если речь идет о том, что кооператив создавался специально для реализации агропроектов, то отсутствие лиц, связанных с сельским хозяйством среди учредителей, по меньшей мере, выглядит странным.

В соответствии с законом, КПК имеет право кредитовать исключительно своих пайщиков. Почему среди учредителей одинцовского КПК Агрорусь нет ни одного сельскохозяйственного предприятия? Каким образом учредители намеревались финансировать агрокомплекс? Теоретически возможно, что агропредприятия стали пайщиками позже. Однако если речь идет о том, что кооператив создавался специально для реализации агропроектов, то отсутствие лиц, связанных с сельским хозяйством среди учредителей, по меньшей мере, выглядит странным.

Отметим ряд других нарушений в деятельности одинцовского КПК Агрорусь. Так, КПК заявляет, что дарит по банке меда пайщикам, которые передали свои сбережения кооперативу. Поскольку в последнее время все сбережения привлекаются по максимально разрешенной ставке 7,65% годовых, то любые подарки пайщикам - инвесторам являются нарушением стандартов СРО. Руководство кооператива про это прекрасно знало. Нарушением является также так называемая акция «доход вперед» - выплата обещанных процентов по сбережениям в момент заключения договора. Зафиксированы также многочисленные нарушения в информационной и рекламной деятельности кооператива.

Свидетельством явного нежелания руководства одинцовского КПК расставаться с денежными знаками стало обращение в московский арбитражный суд со стороны крупной почтовой, логистической компании АО «ДПД РУС». Иск подан на кооператив в связи с неоплатой почтовых услуг на сумму более 150 тысяч рублей. Столичный арбитраж, правда, не принял заявление к рассмотрению, но не потому, что усомнился в доводах истца, а предложил обратиться с аналогичным иском в арбитражный суд Московской области – по месту регистрации ответчика, а не месту расположения офиса. Почему при многомиллионных оборотах КПК не смог найти 150 тысяч рублей на оплату почтовых услуг компании АО «ДПД РУС»? Еще один открытый вопрос.

Еще в июле 2020 года Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров обратил внимание Банка России и СРО НОКК на признаки недобросовестной деятельности зарегистрированного в подмосковном Одинцове КПК. Отметим оперативность реакции на наше обращение. Уже 29 июля Банк России выдал кооперативу предписание о запрете приема новых пайщиков, сбережений и выдачи займов.

Однако кооператив продолжил работу, не сообщив о принятом регулятором решении пайщикам. Более того он размещал рекламу сбережений в прессе и в интернете.

25 сентября кооператив исключен из СРО «НОКК». Это решение было предопределено проведенными проверками, которые выявили многочисленные нарушения в деятельности кооператива. В частности, кооператив не соблюдал 5 обязательных финансовых нормативов. По состоянию на 30 июня «недостаток денежных средств» в кооперативе составил почти 35 миллионов рублей.

Что означает недостаток денежных средств в балансе? Это значит, что основная часть денежных средств, которые привлекли менеджеры кооператива исчезли, неизвестно куда. Несмотря на «дыру», пока мы не располагаем информацией о том, что кооператив не смог кому-то выплатить деньги. Почему? Активный прием сбережений начался в июне 2020 года. Минимальный срок сбережений – 4 месяца. Вероятно, только с октября появятся пайщики, договоры у которых закончатся, и они придут в кооператив за своими деньгами. Можно, конечно, надеяться, что кооперативу удастся найти пропавшие миллионы (собственно, пайщикам – инвесторам до окончания договора надеяться можно только на это), но точно не следует передавать в этот кооператив ни копейки своих денег, тем более, что эта деятельность для данного КПК запрещена. Полагаем, что прием сбережений одинцовским КПК от граждан после вынесения упомянутого выше предписания Банка России – пайщиков имеет признаки уголовного преступления.

Ситуация поменялась после 21 сентября 2020 года. Почему? Ведь внешне деятельность КПК Агрорусь продолжилась в тех же филиалах, с теми же сотрудниками и практически с тем же сайтом, но… уже без очевидных признаков преступления. С этого дня потенциальных пайщиков принимал уже новый КПК, имеющий то же название, но не имеющий никаких предписаний и запретов.

Мы уже упоминали, что госпожа Мамлеева возглавляет три сельскохозяйственные организации. Про две мы уже упоминали – это собственно КПК Агрорусь, ПК ФРА Агрорусь, созданные в конце 2019 года. А в конце августа она возглавила еще и КПК «Согласие», созданный и зарегистрированный в феврале 2020 года в подмосковной Балашихе. Кооператив, похоже, до этого момента никакой хозяйственной деятельности не вел, но был членом СРО «Губернское кредитное содружество», включен в реестр Банка России, то есть, мог абсолютно легально вести разрешенную законом финансовую деятельность.

Вместе с новым председателем кооператив получил и новое название. Какое? Правильно – Агрорусь!

Финт с подстановкой компании - двойника это не редкое явление для недобросовестных кооперативов. В данном случае наиболее грустная и, вероятно, близкая аналогия прослеживается с историей московского КПК Сберагро. Этот с позволения сказать кооператив в прошлом году в течение нескольких месяцев собирал деньги московских пенсионеров под легенду о сельскохозяйственных инвестициях. Там тоже инвесторам предлагались в подарок продуктовые наборы с «собственных ферм», также рассказывались сказки про длительную и полезную деятельность в агропромышленном секторе России. Все это оказалось обманом.

В августе 2019 года КПК «Сберагро» по жалобе Федерального фонда был исключен из СРО, но в течение нескольких недель он продолжал нарушать законодательство, собирая деньги, а в сентябре продолжил эту деятельность… в полном соответствии с нормативной базой! Что произошло? Прием денег продолжил другой КПК Сберагро, зарегистрированный в Московской области. Когда стало ясным, что дальше продолжать свою противоправную деятельность старый Сберагро уже не может, аферисты попросту «купили» зарегистрированный, но реально не действовавший КПК Рефинком, поменяли название на Сберагро и как ни в чем ни бывало продолжили принимать деньги от лица одноименного кооператива. В результате до полного краха проекта еще несколько десятков пенсионеров отдали свои деньги аферистам.

Поверить в добросовестность целей руководителей «нового» балашихинского КПК Агрорусь сложно. Люди в течение нескольких месяцев занимались противоправной деятельностью, несмотря на неоднократные предупреждения СРО и Банка России. Сменив ОГРН, они продолжают недобросовестный маркетинг с использованием тех же уловок, обманывая пенсионеров в 12 российских городах.

Да, пока в отношении нового КПК не применялись меры надзорных ограничений. И мы не будем раньше надзорных и следственных органов давать правовую оценку деяниям «чистого» балашихинского КПК Агрорусь, но призываем граждан обходить стороной эту организацию, по крайней мере, до того момента, пока г-жа Мамлеева публично не ответит еще на несколько вопросов:

  1. Почему ни на сайте, ни в филиалах нет предупреждений о смене кооператива? Более того, на сайте заменены исключительно учредительные документы самого кооператива. Заметить эти изменения граждане практически не могут. Даже документы по СРО остались старые, по всей видимости, чтобы смена юрлица осталась незаметной для пайщиков, и они не ринулись в офисы снимать деньги.
  2. Будут ли пайщики одинцовского кооператива, которые придут за своими сбережениями, обслуживаться в тех же офисах? С какой организацией заключены контракты у людей, которые принимают пайщиков и потенциальных пайщиков?
  3. Почему буквально за три месяца активной деятельности под Вашим руководством возникла финансовая дыра в одинцовском КПК в размере более 30 миллионов рублей? Из каких источников будут производиться выплаты пайщикам, когда они придут за своими сбережениями?
  4. Являются ли балашихинский КПК Агрорусь и одинцовский КПК Агрорусь участниками одной ГК Агрорусь? Если, да, то не возникает ли у новой «чистой» балашихинской Агроруси обязательств по погашению долгов одинцовского КПК? Знают ли пайщики нового КПК об обязательствах по старому КПК?
  5. Данные о недостаточности средств одинцовского КПК в размере 35 миллионов рублей приведены по состоянию на конец июня. Какова задолженность этого КПК перед пайщиками на настоящий момент?
  6. Каким образом оформлялись договоры передачи сбережений пайщиками одинцовского КПК с момента вынесения Банком России предписания о запрете на прием пайщиков и прием сбережений?
  7. Не намерен ли одинцовский КПК обратиться к привлеченным пайщикам с требованием внесения дополнительных взносов для покрытия финансовой дыры?
  8. Кто является учредителем и основными пайщиками балашихинского КПК Агрорусь?
  9. Какое отношение имеет ООО Агрорусь к балашихинскому КПК Агрорусь?

Формально не на все перечисленные вопросы руководство обязано отвечать потенциальным пайщикам. Однако поскольку балашихинский кооператив, очевидно, пытается сохранить информационную и организационную преемственность от своего одинцовского предшественника, полагаем, что доверие может возникнуть только после прояснения ситуации с обоими КПК.



[1] По данным ЕГРЮЛ, сведения об учредителе суперпредприятия ООО «Агрорусь» признаны недостоверными. Основанием такого решения стало само заявление учредителя. Как правило, такие записи свидетельствуют о том, что предприятие было создано с использованием потерянных, украденных или подделанных документов.


[2] О бессмысленности полисов МОВС для пайщиков – инвесторов рассказывает управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров в информационном сюжете телеканала «Москва-24».

Смотрите также:
Вода в сторону Китая или экспортер с нулевой выручкой
26.04.2024
Подробнее >
Российский инвестор будет защищен?!
26.04.2024
Подробнее >
За QNet пришли! Другим приготовиться
16.04.2024
Подробнее >