Поиск по сайту

Соблазны автобазара

21.12.2020

Убедительность легенды – одно из основных условий успеха финансовой пирамиды. В этом отношении важна наглядность бизнеса, в который мошенник вовлекает свою жертву. Традиционные финансовые инструменты особой наглядностью не отличаются, они скорее стимулируют человека к рациональному, критическому анализу, что совершенно не вписывается в цели недобросовестного дельца.

Поэтому нередко мошенники «уходят» непосредственно от финансового рынка и строят легенду на основе хорошо понятного, визуально и эмоционально знакомого человеку бизнеса. На протяжении многих лет востребованными легендами остаются инвестиции в сельское хозяйство, добычу драгоценных металлов. В последние годы популярными стали автомобильные легенды: лизинг, вложения в таксопарки, грузоперевозки. И вот еще один пример - компания «Авто Лайв» из древнего русского города Ржева!

Именно здесь на Зубцовском шоссе в одном из офисов дома 42 расположена компания «№1 среди других компаний, в сфере автопродаж» (так сказано на сайте!). Откуда появилась запятая в этом утверждении? По всей видимости, когда автор набирал, он сам не совсем поверил в то, что пишет. Вообще-то жителям районного центра упомянутый адрес знаком как одно из крупнейших предприятий города – Ржевский завод автотракторного электрооборудования. Кстати и налоговая инспекция не нашла в этом доме «Авто Лайва» по указанному адресу, о чем указала в ЕГРЮЛ.

То, что мы с вами не слышали о ржевском автогиганте объясняется не только тем, что расположен он в районном центре Тверской области, но и своей молодостью. Компания, согласно документам, создана в апреле нынешнего года, а к активной деятельности приступила, согласно данным Яндекса, только в октябре.

Учредитель и руководитель ООО «Авто Лайв» - некто Виталий Веревкин, личность в бизнесе до нынешнего года не очень известная, зато в апреле-августе «ковидного» двадцатого года он учреждает сразу пять компаний и становится их руководителем. Причем только одна из них специализируется на торговле автомобилями, остальные занимаются строительством, выращиванием крупного рогатого скота, производством и продажей молочной продукции. Да и география бизнеса оказалась достаточно широкой – есть компании в Черкесске, Краснодаре и Сочи.

Что же предлагает нам «Авто Лайв»? По телефону компании автоответчик бодро приветствует нас от лица… ломбарда «Авто Лайв». А вот это уже интересно, поскольку деятельность ломбардов регулируется Банком России, и организация должна быть включена в соответствующий реестр. Однако в реестре такого ломбарда нет, значит заниматься, собственно, ломбардной деятельностью организация не может.

Компания также утверждает, что она продает автомобили с пробегом, что, конечно очевидно для компании «№1 в сфере автопродаж». Закоренелый скептик может отнестись к этой информации критически. Как компания, созданная в глубинке Тверской губернии, смогла за полгода выбиться в лидеры авторынка? Почему нигде, кроме как на сайте, про лидера ничего никто не пишет? Почему количество поисковых запросов с брендом нового лидера примерно в 150 раз меньше, чем давно известной площадки «Карпрайс»? Причем абсолютное большинство поисковых запросов касается отнюдь не покупки автотранспорта, а третьего (основного и, по всей видимости, единственного) вида деятельности автоторгового гиганта.

Болтливый автоответчик предлагает «выступить партнером, выдавая займы другим клиентам». Откуда взялась деятельность по P2P кредитованию, непонятно. Впрочем, сайт и электронные консультанты на сайте трактуют «партнерство» несколько иначе. Речь идет о «совместном бизнесе» с компанией по продаже подержанных автомобилей. Вам предлагается вложиться своими деньгами в выкуп подержанных автомобилей, которые затем Авто Лайв быстро и с хорошей прибылью продает, не забывая поделиться с инвестором шикарным доходом.

Вот как описывает взаимовыгодный бизнес консультант сайта : «средства принимаются в управление по договору Участие идет долевое, т.е. люди скидываются, образовавшуюся за день сумму мы используем уже в выкупе, где то свои добавляем, где то хватает спонсорских, смотря какая машина. Ну и собственно когда мы её перепродаем дороже, возвращаем деньги и делимся доходом, пропорционально вложениям людей. Само собой и себе оставляем) Так как Вы не выкупаете авто целиком, а участие долевое - попробовать себя Вы можете с 500р.».

Вроде все понятно. Мы поинтересовались относительно доходности. Доходность разная - зависит от того какого рода технику вы будете выкупать (отечественные легковые, иномарки, машины класса люкс, микроавтобусы, паркетники, грузовые и др), а также от суммы вложения. Конкретные прогнозы доходности по каждой категории автотранспорта нам посоветовали посмотреть… открыв личный кабинет. Мы последовали совету электронной помощницы и создали личный кабинет – благо для этого не требовалось вносить деньги и передавать персональные данные. И вот перед нами открылась чудесная финансовая перспектива. Шесть программ предполагали прогнозную доходность от 0,8 до 3,3% в день! Минимальная сумма варьируется от 100 до 100 тысяч рублей. Срок от 1 до 37 дней.

На сайте вывешен текст договора «Доверительного  управления имуществом», в котором «Доверитель» (т.е. инвестор) передает «Поверенному управляющему» (т.е. компании Авто Лайв) свое имущество (т.е. деньги). В свою очередь «Поверенный управляющий» управляет деньгами «Доверителя» в его интересах и при этом часть полученной прибыли оставляет себе в качестве вознаграждения.

На сайте договор размещен с подписью г-на Веревкина, подписи инвестора не предполагается в принципе – считается, что договор вступает в силу после регистрации личного кабинета, внесения денег на счет и выбора категории автотранспорта для «выкупа». При этом зачисляются деньги не на счет ООО «Авто Лайв», а на неизвестные карточные счета через личный кабинет. Удивительно, но ни на сайте, ни в тексте договора, к которому нам предлагается присоединиться, банковских реквизитов автогиганта нет в принципе. Впрочем, это совсем неудивительно!

Инвестиционное предложение «Авто Лайва» больше всего нам напомнило стандартные предложения многочисленных интернет-хайпов с легендой криптотрейдинга. Те же ставки, та же возможность вкладывать практически любые суммы на любые, в том числе, самые короткие сроки, тот же договор присоединения. Без договора, заключенного на бумаге или с использованием электронных подписей ни один суд не будет рассматривать ваши претензии к реально зарегистрированному ООО. Да, на сайте auto-live.me, который почему-то зарегистрирован в доменной зоне Республики Черногория, есть некий текст договора, присоединение к которому осуществляется путем создания личного кабинета. Однако рискнем предположить, что как только настойчивые люди попытаются добиться возврата денег судебным путем, окажется, что г-н Веревкин и компания «Авто Лайв» не имеют никакого отношения к данному сайту. Кстати, мы не исключаем вероятности того, что проект реализуется людьми, которые просто используют название и реквизиты временно неработающей компании.

«Авто Лайв» для «раскрутки» инвесторов, действительно, один или два раза позволяют им вывести свои деньги с прибылью. Так, обратившаяся в Фонд молодая женщина – инвестор отмечала, что в октябре вложила 50 тысяч рублей, а «после удачной торговой сделки» примерно через неделю получила 70 тысяч рублей. Компания спокойно дала эти деньги вывести, справедливо полагая, что «клиент» вернется. И действительно, получив доходность порядка двух тысяч годовых (существенно лучше прогноза), девушка не устояла перед соблазном заработать по-настоящему и завела в личный кабинет еще 250 тысяч, которые уже в течение месяца не может вернуть. Вроде бы и нет официального отказа, но связаться ни с кем из представителей компании не удается, многочисленные обращения просто не замечаются.

Почему же проект продолжает свою деятельность, хотя есть пострадавшие?

Нам представляется, что живучесть ржевских[1] «разводил» определяется интенсивной и довольно продуманной политикой публикации отзывов. Отзывы в независимых источниках изначально рассматривались авантюристами, как один из главных элементов маркетинга.

Выше мы отмечали, что первые поисковые запросы в Яндексе об этом проекте появились в октябре 2020 года. Но давайте заглянем в один из популярных российских ресурсов otzyvru.com («Первый независимый сайт отзывов России»), в котором есть довольно увесистый раздел, посвященный гиганту «сферы автопродаж». Посмотрите, первые отзывы внесены еще в первой половине сентября, то есть, за несколько недель до начала реальной «обработки» клиентов!

Упреждающие отзывы, которые появляются до запуска проекта или до того как могут появиться оценки деятельности – это довольно распространенный признак недобросовестности. Чаще всего мошенники тупо множат однотипные отлакированные восторги с максимально высокими оценками. Здесь мы видим полную палитру оценок, а также комментарии, которые «посвящены» недостаткам, но в целом отмечают, что сотрудничество с компанией выгодное, что ребята работают «честно».

Текст отзыва предваряют такие оценки и заголовки такие, что ты их хочешь прочитать. Посмотрите, как выглядят организованные отзывы в октябре, когда им уже приходилось «конкурировать» с реальными текстами возмущенных инвесторов, которым не вернули деньги. Оценки стали еще ниже, а заголовки еще хлеще. Поскольку отзывов на «Авто Лайв» довольно много, человек выбирает самые яркие, которыми оказываются те, которые инициировала сама компания. Фабула у всех у них примерно такая: мой муж попробовал купить в «Авто Лайв» подержанный БМВ (все-таки №1 в автопродажах!), поехал в компанию и понял, что это откровенное надувательство лохов. Продают машины с грубо замазанными дефектами по явно завышенным ценам. Поругался с продавцами, на что те предложили ему поучаствовать в совместном бизнесе (т.е. передать деньги в доверительное управление). В результате машину не купил, но теперь подумывает о приобретении новой с новых доходов.

Смысл подобных отзывов очевидный. И не в том, что компания до сих пор платит деньги, а в том, что в городе Ржеве реально существует крупная торговая фирма с очень ушлыми продавцами, которые могут продать ржавую консервную банку в качестве люксового авто. Рискнем предположить, что даже простые возмущенные отзывы о том, что «меня пытались обмануть при продаже автомобиля процентов на 20%» - это тоже организованные отзывы. На самом сайте ежедневно вывешивается несколько десятков отзывов. Некоторые из их реальные, но, во-первых, их потихоньку вычищают, а, во-вторых, они тонут в сообщениях с отчетами о полученных деньгах и в рассказах о том, что были задержки (бизнес есть бизнес), но, в конце концов, заплатили. Для аферистов важно создать впечатление реальной деятельности, и с помощью отзывов, а также постоянно меняющихся фотографий старых машин они с этой задачей эффективно справляются.

Повторимся, что, по всей видимости, никакого (даже самого малого) бизнеса с автомобилями нет. Скорее всего традиционную интернет-пирамиду с хайповыми ставками организаторы решили оживить красками хорошо знакомого многим россиянам автобизнеса. Косвенным подтверждением этого, служит еще одна особенность маркетинга «Авто Лайва» - нелюбовь к телефонным переговорам. На 90% контакты ограничиваются электронной перепиской, а также общением с собственным личным кабинетом. Офисный телефон, как правило, работает в режиме автоответчика, а ответы «девушек-консультантов» на сайте скорее напоминают функционирование бота. Для компании, реально продающей автомобили, подобная практика коммуникаций совершенно несвойственна.

Зачем организаторам хайпов подобные усложнения? По всей видимости, это попытка расширить аудиторию. Традиционные хайпы в основном рассчитаны на «игроков», которые понимают эфемерность бизнеса, про который говорят на сайте, но хотят обмануть обманщиков, вовремя вскакивая в проект и вовремя из него убегая. «Авто Лайв» ориентирован на людей, которые ищут реального бизнеса.

Нам бы очень хотелось, чтобы наши подозрения оказались беспочвенными и вложенные инвесторами деньги вернулись, хотя бы даже без каких-либо доходов, но такое развитие событий выглядит сказочным. Сохранить ваши деньги можете только вы сами, не связываясь с проектами, подобными «Авто Лайв».


[1] Вполне возможно, что авантюристы не имеют к этому славному городу никакого отношения



Возврат к списку