Осенью 2021 года в Федеральный фонд обратились порядка 15 человек бывших вкладчиков Банка «Югра», которым позвонили некие «добрые люди» и предложили получить компенсацию по своим вкладам. Напомним, что «Югра» - один из крупнейших банков в 21 веке, у которого была в 2017 году была отозвана лицензия. К этому моменту «Югра» входила в тридцатку крупнейших банков страны, при этом кредитная организация вела активное привлечение денег граждан. Отзыв лицензии закончился тем, что 260 тысяч вкладчиков получили свои деньги через систему страхования вкладов. Этот кейс для АСВ обернулся одними из самых крупных выплат вкладчикам. Процесс банкротства банка продолжается до сих пор.

Из всех позвонивших в Федеральный фонд только один вкладчик был так называемым «превышенцем», то есть, человеком, который держал в банке более 1 миллиона 400 тысяч рублей. Всем остальным вкладчикам Агентство по страхованию вкладов выплатило сумму вкладов с положенными процентами еще 4,5 года назад. Для всех вкладчиков (в том числе и для «превышенца») предложение получить деньги стало неожиданным. На вопрос, откуда взялись деньги? Как правило следовал общий ответ, что в результате розыскных и судебных процедур удалось найти дополнительные средства. Вкладчикам предлагалось приехать в офис в одну из высоток Москва – Сити. «Добрые люди» называли себя работниками разных организаций, но несколько раз звучало название «Центр поддержки вкладчиков», что в конечном итоге и вывело большинство обратившихся на Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.

Связаться по телефону с таинственным «Центром» было несложно. В первый раз мы представились вкладчиками «Югры», которые слышали о программе дополнительных выплат. На том конце провода нас заверили, что «рассмотрят» возможность выплаты дополнительной компенсации любому вкладчику «Югры», однако для этого необходимо было прислать скан договора вклада или выписку со счета. Попытки же получить информацию об источниках неожиданных выплат от имени Федерального фонда не удались – как только произносилось название организации, разговор моментально прекращался. Мы позвонили в здание, где располагался офис и попросили проверить, есть ли среди арендаторов такая организация? Разговор прогнозируемо закончился тем, что среди арендаторов не нашлось ни «Центра поддержки вкладчиков», ни иных организаций с похожим названием.

Мы не могли объяснить вкладчикам, каким конкретно образом произойдет обман, но поскольку он был очевидным, то во всех случаях рекомендовали не ехать на переговоры в «Центр», а запросить официальные подтверждения того, что им что-то положено. Никаких подтверждений, естественно, эти вкладчики не получили, и никто из них в Москва-Сити не поехал.

Однако в феврале-марте т.г. к нам обратились двое вкладчиков, которые, не обращаясь к нам, отправились к жуликам. Они и объяснили схему обмана.

В декабре 2021 года бывшему вкладчику Югры Николаю позвонили, уточнили действительно ли он был вкладчиком банка и предложили получить компенсацию. Поскольку Николай в свое время уже получил в свое время все положенные деньги от АСВ, то предложение насторожило его, и он поинтересовался, откуда появилась выплата? В рамках судебных процедур и процесса банкротства обнаружены дополнительные средства, которые теперь могут быть распределены между кредиторами, в том числе вкладчиками. Объяснение не показалось Николаю убедительным, но поскольку непосредственно его финансам ничего не угрожало, он решил съездить в офис компании в Москва-Сити.

К его удивлению в офисе было достаточно многолюдно – несколько клиентов в основном пожилого возраста приглашались для индивидуальных консультаций в комнаты для переговоров. Как выяснилось в ходе разговора, выплатой компенсации занимался Потребительский инвестиционный кооператив «Согласие». В ЕГРЮЛ действительно есть такой кооператив, зарегистрирован он был в сентябре 2021 года в городе Химки Московской области.

По данным, которые озвучил менеджер кооператива, Николаю полагался возврат «денежных средств, потерянных в ПАО Банк «Югра» в сумме почти 300 тысяч рублей! «Согласие» готово было оказать комплекс «консалтинговых услуг» в течение 6 месяцев. То есть, через полгода деньги должны были оказаться в кармане Николая. За услуги кооператив просил всего 10% от возвращаемой суммы, причем без предоплаты. В договоре, который бывшему вкладчику предложили подписать, было сформулировано так: «В качестве оплаты за услуги … Исполнитель (ПИК Согласие) выплачивает Заказчику денежные средства в размере 90% от суммы, возникшей от возврата утерянных средств...». То есть, в итоге Николай, который когда-то уже полностью получил от Югры свой вклад, должен был получить около 260 тысяч рублей. Конечно в этот момент он не обратил внимание на очевидное несоответствие в договоре – консалтинговые услуги предполагают передачу Заказчику информации, при этом в разделе оплата говорилось о том, что «Исполнитель» непосредственно сам возвращает деньги Николаю.

В тот момент ему очевидно было не до таких мелочей в официальном договоре, поскольку условием заключения этого договора было заключение еще одного… Юридической работы по поиску денег и оформлению выплат много, поэтому ПИК «Согласие» предложил стать пайщиком и передать в кооператив личные сбережения в размере 1,4 миллиона рублей на 3 года!

– Почему такие большие деньги? – У Вас и сумма возврата немалая. Кроме того, Вам будет каждый месяц начисляться доход из расчета 10,5% годовых – успокоил менеджер. Конечно, ситуация с обязательными вложениями коренным образом меняла картину. Но солидный офис и два официальных бумажных договора с подписями и печатями, которые Николаю предлагалось подписать, создавали ощущение солидности организации. Кроме того, становился понятным коммерческий интерес кооператива в этом непростом юридическом деле. Конечно, уже через несколько дней новоиспеченный пайщик корил себя за доверчивость, он подумал даже разорвать договор и потребовать возврата денег, но «вовремя» одумался, поскольку деньги могли быть возвращены только через 90 дней, а за это время вполне можно было бы получить обещанные деньги от Югры.

В январе, как и было обещано, на счет Николая в Сбербанке были перечислены положенные проценты, что в значительной степени его успокоило. Однако эти 12 с копейками тысяч рублей оказались единственной выплатой. В феврале деньги уже не пришли, попытки связаться по телефонам с офисом и менеджерами оказались безуспешными, электронная почта, указанная в договоре, оказалась также неработающей.

Николай направил заказное письмо по официальному адресу кооператива в Химках, однако вероятность, что оттуда придет ответ, приближается к нулю. Кооператив пропал вместе с сотрудниками и теперь, по всей видимости, помочь пайщикам – бывшим вкладчикам Банка Югра, может только полиция.

Будьте крайне осторожными с разного рода предложениями возврата денег, «компенсаций за ошибки» финансовых компаний. Если вам предлагают получить дополнительную выплату по вкладу в банке, обратитесь в АСВ. Агентство располагает максимальной информацией о том, можно ли что-либо вернуть.

Есть сигналы о том, что подобные предложения получают не только бывшие вкладчики лопнувших банков, но и страхователи. Например, получаешь страховку за ДТП, а через несколько месяцев или лет, вам могут позвонить и сообщить, что страховая компания недоплатила вам круглую сумму. Чем заканчиваются подобные услуги, прекрасно видно на примере «Согласия».

Будьте бдительными!

Смотрите также:
За QNet пришли! Другим приготовиться
16.04.2024
Подробнее >
Награда нашла СтопПирамиду на Старте!
12.04.2024
Подробнее >
СМС-дезинформация
10.04.2024
Подробнее >