Сегодня практически все крупные клиентские банки и сотовые операторы предлагают сервисы по защите телефона от недобросовестных звонков. За последние годы эти сервисы стали одним из основных механизмов предотвращения телефонного мошенничества. Пополнение списка подозрительных телефонных номеров происходит 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Источником информации об «опасных» телефонах становятся не только люди, которые сталкиваются с недобросовестными звонками, но и программные аналитические инструменты банков и операторов, которые ведут нон-стоп мониторинг телефонной активности и выявляют подозрительные номера по характерным признакам поведения абонента. За первую половину 2023 года только через Банк России было выявлено более 370 тысяч мошеннических телефонных номеров.
Люди, которые пользуются сервисами банков и операторов по предотвращению мошеннических звонков, в десятки раз сокращают вероятность разговора с мошенниками. Этот механизм доказал свою эффективность. К сожалению, у сотовых операторов услуга «черный список» остается платной, а потому ею пользуются далеко не все абоненты. Претензий к самим операторам в данном случае нет - составление, обновление списков, блокировка номеров или предупреждение абонентов – это реальные затраты. Но возникает серьезный вопрос к государству, которое вроде осознает национальный масштаб проблемы. Почему в это связи не предпринимаются меры по стимулированию бесплатного предоставления услуги «черный список» всеми сотовыми операторами. Или хотя бы рассмотреть введение обязательного включения ее во все тарифы по умолчанию с возможностью отказаться от этой опции.
В своих недавних выступлениях на Восточном экономическом форуме заместитель председателя правления Сбербанка России Станислав Кузнецов заявил, что ежедневно совершается примерно 8,5 миллионов попыток мошеннического дозвона. Финансовая эффективность криминального бизнеса, основанного на массовых психологических манипуляциях, в значительной степени зависит от эффективности дозвона. В этом отношении кратное увеличение числа пользователей услугой «черный список» может серьезно затруднить деятельность мошеннической индустрии.
Станислав Кузнецов отметил, что мошенники активно стали переходить на звонки с использованием мессенджеров социальных сетей (Whatsapp, Telegram). Днем позже он анонсировал скорое появление нового сервиса для клиентов Сбербанка, которое позволит защищать граждан от звонков мошенников в социальных сетях. Появиться этот продукт должен в ближайшие недели.
И все же, несмотря на предпринимаемые меры ситуация с телефонным мошенничеством остается напряженной. По статистике Банка России, во втором квартале 2023 года банки зарегистрировали почти 280 тысяч операций, которые не были инициированы клиентами. В ходе этих операций было похищено более 3,6 млрд рублей. Это официальная статистика банков, и она отражает далеко не все случаи результативного финансового мошенничества.
Тревожную статистику дает Яндекс. Количество поисковых запросов «мошенники звонят» за первые 8 месяцев текущего года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 93%. В 2022 году наблюдался определенный спад в мошенническом обзвоне, связанный с затруднениями, которые возникли у криминала в пошлом году в связи с введением финансовых санкций в отношении России (оказался затрудненным процесс вывода украденных у жертв обмана денежных средств за пределы страны). Похоже, что в нынешнем году криминал оправился от технического удара и существенно нарастил свою активность. Составление «черных списков» номеров, их блокировка и предупреждение абонентов остается одним из самых эффективных способов борьбы, но похоже одним этим методом проблему решить не удастся.
Необходим комплекс мероприятий, в том числе, нормативно правовых новаций. В частности, целесообразно ужесточить ответственность за телефонное мошенничество, причем не только за само мошенничество. Необходимы механизмы, которые помогут привлекать к ответственности людей, которые выполняют частные функции в преступных группах. Так, практически невозможно предъявить серьезные претензии людям, которые собирают денежные средства жертв, а затем передают их организаторам мошеннических организаций. Выявить таких людей для правоохранительных органов не составляет труда, а вот предъявить им обвинение в соучастии в мошенничестве практически невозможно (по крайней мере, до того момента, пока не удастся разоблачить всю группу мошенников).
Много нереализованных, хотя и многократно озвученных, возможностей может дать использование для предупреждения людей популярных СМИ, интернет-ресурсов.
Пока же нам следует проявлять максимальную осторожность и по возможности использовать те сервисы безопасности, которые предлагают нам банки и сотовые операторы.