В марте 2022 году значительная часть российских инвесторов столкнулась с серьезнейшими проблемами на финансовом рынке, связанными с введением международных финансовых санкций. Приобретенные инвесторами иностранные активы оказались замороженными. То же самое произошло и с вроде бы российскими активами, но зарегистрированными в юрисдикциях других стран, номинированными в валютах других стран. Стоимость российских активов одномоментно обвалилась более чем в два раза в рублевом эквиваленте, а спустя полтора года остаются дешевле уровня начала 2022 года на 25-30%.
Причиной стали санкции, введенные рядом западных стран. В настоящее время заморожены 5 миллионов счетов частных российских инвесторов на сумму более 1 трлн рублей, а если добавить корпоративных инвесторов, то замороженные активы составят до 6 триллионов рублей. Не меньше эффект для западных инвесторов от ответных российских санкций.
В данном случае мы наблюдаем один из самых сильных катаклизмов на глобальном финансовом рынке, причиной которого стали принятые государственными органами решения. Решения были приняты в нормативно-правовой форме, что позволяет, с одной стороны, считать случившееся результатом реализованных регуляторных, в основном инфраструктурных рисков, то есть связвнных с ограничениями деятельности институтов рыночной инфраструктуры – депозитариев, бирж. Банков и пр.
Однако если посмотреть на события, следствием которых стали санкционные решения, то в данном случае, очевидно, что они стали следствием политических решений. Более того эти решения являются международными и, по сути, беспрецедентными. Последнее означает, что инвесторы остаются в полной неопределенности относительно возможностей распоряжения собственным имуществом, перспектив решения проблемы.
Регуляторные риски [1] в абсолютном большинстве случаев связаны с решениями, направленными на решение неполитических проблем. Они реализуются в форме введения новых нормативно-правовых актов, которые непосредственно влияют на оперативные и финансовые показатели эмитентов, на операции по управлению активами на рынке, на налогообложение доходов инвестора или эмитента.
На рынке ценных бумаг, банковских депозитов, на других традиционных рынках регуляторные риски реализуются не слишком часто или их влияние остается относительно несильным и не слишком долговременным. Это объясняется тем, что нормативно правовая база в целом на этих рынках сложилась и при принятии решений властные органы стараются минимизировать негативные влияния на рынки. Однако, когда речь заходит о новых рынках, где нормативно-правовая база только начинает формироваться, там регуляторные риски реализуются гораздо чаще и их влияние значительно более сильное. Такую ситуацию мы наблюдаем, в частности, на рынке криптовалют.
Также надо учитывать, что на глобальных рынках инвестор в определенной степени зависит не только от изменений законодательства в своей стране, но и от законодательных решений в других юрисдикциях, особенно если они происходят в странах, вес которых на этом рынке велик.
Политические, регуляторные события, влияющие на рынок, предсказать сложнее, чем рыночные, но это совершенно не означает, что их невозможно предвидеть. Абсолютное большинство таких решений частично предсказуемые. Как правило, они являются реакцией государств на объективно возникающие проблемы в экономике, в финансовой системе, в бюджете. Поэтому возможные решения законодателей и исполнительных органов власти учитываются в инвестиционных моделях.
[1] В данном случае под регуляторными понимаются риски, связанные с действиями государственных органов, регулятора, которые непосредственно влияют на хозяйственную деятельность эмитента или прибыль инвестора. Есть другое понимание регуляторных рисков, как рисков связанных с действиями эмитента или профучастника, в которых могут нарушаться нормы законодательства, стандарты саморегулируемых организаций, требования регулятора.